Зачем и чему обучаться руководителям

Автор: Алена Годунова Источник: портал Тренинги в Украине
Фотограф: Александр Заднепряный
Компания: ТОП АкадемиЯ Медиа:   Галерея  

Эффективный руководитель — это руководитель, который никогда не перестает развиваться и в профессиональной, и в личностной сфере. Как не останавливаться на достигнутом и идти в ногу с постоянно меняющимися тенденциями, узнавала журналист портала Training.com.ua на презентации новой Школы Эффективного Руководителя «Я — ТОП!» от компании «ТОП АкадемиЯ».

Зачем и чему обучаться руководителям
Зачем и чему обучаться руководителям

Ведущая презентации Таисия Василишина, генеральный директор компании «ТОП АкадемиЯ», консультант по управлению, коуч, бизнес-тренер, рассказала: «У нас в Украине есть занимательная динамика. Мы все стараемся двигаться от плохого к хорошему. А вот от хорошего к лучшему — двигаются единицы, а если и двигаются, то очень медленными темпами».

В управлении важна динамика. Руководителя можно сравнить с человеком, бегущим по беговой дорожке: стоит лишь на мгновение остановиться — и падение неизбежно. А для того чтобы оставаться на ходу, нужно непрерывно развиваться, независимо от того, новичок ли руководитель, или профессионал со стажем.

Зачем?

Таисия Василишина отметила: «Первый вопрос, который задает взрослый человек, когда ему что-то надо сделать: зачем? Второй вопрос — что? И третий вопрос — как?»

Заставить или уговорить руководителя пройти обучение, пожалуй, невозможно. Единственная причина, по которой управленец может заняться развитием, — это личная мотивация и осознание того, что пределов в развитии не существует. Нередко выходит и так, что чем выше должность — тем больше усилий необходимо прикладывать, чтобы оставаться эффективным.

Руководителя можно сравнить с человеком, бегущим по беговой дорожке: стоит лишь на мгновение остановиться — и падение неизбежно

Вместе с участниками презентации ведущая обозначила, что может дать руководителю обучение:

  • — повышение эффективности управления;
  • — на этапе start-up — определение пути развития;
  • — повышение доходов;
  • — динамику развития;
  • — личностное развитие;
  • — возможность быть примером для сотрудников;
  • — возможность идти в ногу с постоянно меняющимся окружающим миром.

Многие руководители получают управленческую должность в качестве продвижения по карьерной лестнице, как награду за инициативность и отличные показатели в работе на позиции ведущих специалистов. Это так называемые молодые руководители. С точки зрения управленческого мастерства, они попадают в зону полной некомпетентности. Здесь они могут либо положиться на свою интуицию и природные задатки лидерства, преодолевая сложности методом проб и ошибок, либо пройти курс обучения, чтобы значительно облегчить и ускорить этот процесс.

Таисия Василишина, генеральный директор компании «ТОП АкадемиЯ», консультант по управлению, бизнес-тренер, коуч

Таисия Василишина, генеральный директор компании «ТОП АкадемиЯ», консультант по управлению, бизнес-тренер, коуч

Во время обсуждения мотивации руководителей к обучению Таисия Василишина также рассказала о понятии «вируса»: «Когда руководитель чему-то обучается, он этот „вирус“ распространяет и в компании. Например, изучил тайм-менеджмент — и стал активно внедрять его в своей команде. Поэтому опытному руководителю обучение, пожалуй, нужно даже больше, чем молодому. Потому что пока молодой управленец впитывает знания в себя, его опытный коллега уже отдает их своим подчиненным».

Работа над ошибками

У каждого руководителя — опытного или молодого — есть свой личный управленческий подход. Именно этот подход во многом влияет не только на его личную эффективность, но и на эффективность всей команды в целом.

Обучать руководителей может только тот тренер, который имеет собственный опыт работы руководителем

Во время презентации Школы Эффективного Руководителя Таисия Василишина выделила 10 наиболее типичных ошибок управленцев, влияющих на общий климат в компании. Работая над этими ошибками, участники презентации сами выделили пути устранения этих ошибок. Вот какие экспресс-решения удалось выделить:

№ №  Установка Способы решения
1 Установка «Я лучший специалист»:

Часто руководителем становится лучший специалист в определенной области. Закономерный результат такой карьеры: руководитель предпочитает уделять время хорошо знакомой работе, а не управлению подчиненными.

  • — Обучение;
  • — Мотивация;
  • — Формирование иного личного отношения к профессии «руководитель»: перенести модель «Я — лучший» в управленческую деятельность.
2

«Синдром хорошего человека»:

Управление неизбежно связано с негативными эмоциями. Руководителю сложно ощущать себя в конфронтации с людьми и выглядеть «плохим» в глазах окружающих. Возникает соблазн «быть хорошим».

  • — Правильная формальная установка, которая позволяет не смешивать личное и работу.
3 Установка «Лучше я сам»:

Руководитель вынужден или нести ответственность за чужие грехи или все исправлять/доделывать ценой собственных дополнительных усилий

  • — Делегирование полномочий;
  • — Обучение сотрудников;
  • — Менеджмент в стиле коучинг.
4

Синдром «Я это заслужил»:

Часто возникает в начале карьеры, но длится не долго.
  • — Самоконтроль;
  • — Повышение самооценки.
5

«Синдром доброго дядюшки»:

Руководитель пытается управлять исключительно добрыми методами. Он устанавливает высокий уровень зарплаты, обеспечивает подчиненных множеством приятных бытовых мелочей — от суперсовременной кофеварки до кондиционеров, закупает для них абонементы в спортивные комплексы, устраивает регулярные корпоративные праздники и устанавливает свободный режим работы. Такой руководитель-благодетель рассчитывает, что в ответ на разбросанное щедрой рукой добро подчиненные ответят интенсивным трудом, параллельно раскрывая свои лучшие качества.
  • — Меньше давать — больше требовать.
6

Стиль «Больше не доверяю!»:

Большинство руководителей — люди весьма положительные и ответственные с точки зрения их отношения к работе. Так же они думают и о своих подчиненных, а те часто не оправдывают доверия. Оказавшись в такой ситуации, руководитель предпочитает работать самостоятельно, сотрудников же использует исключительно на подхвате или загружает той работой, от которой, образно говоря, ни вреда, ни пользы.

  • — Делегирование полномочий;
  • — Обучение сотрудников;
  • — Менеджмент в стиле коучинг.
7

Подход «Ничего личного»:

Многие боссы целенаправленно подчеркивают дистанцию с подчиненными в рабочих контактах

  • — Умеренная субординация.
8

Синдром «управленческого болота»:

Со временем руководители осваивают тот набор поведенческих реакций, который позволяет им неплохо себя чувствовать на своей должности, развивать бизнес и карьеру. В отношении с подчиненными устанавливается своеобразное равновесие: те особо не качают права, и руководитель не портит им жизнь. За мнимым благополучием скрывается неэффективность в работе.

  • — Осознание того, что рост и развитие замедлилось;
  • «Выбивание» из болота при помощи стрессовой ситуации.
9

Синдром «работаю — значит, управляю»:

Логическая цепочка «я руководитель — я нахожусь на работе — следовательно, я занимаюсь управлением» в корне не верна

  • — Установка целей;
  • — Проведение планерок;
  • — Самоорганизация;
  • — Установка контроля;
  • — Обучение.
10

Подход «знаю» и «делаю»:

Проблема многих руководителей в том, что они не обучают своих сотрудников, не придавая этому значения. Другая проблема — те, которые обучаются, по каким-то причинам не применяют полученные знания на практике.

  • — Основная причина не внедрения полученных знаний в компании — страх реальных перемен. Работа с внедрением изменений в компании.
  • — Постоянный аудит по схеме «знаем — делаем».

«Рамка проблемы» и «рамка результата»

Управленческая работа неотъемлемо связана с различными ситуативными проблемами и сложностями. В рамках презентации Школы Эффективного Руководителя Таисия Василишина продемонстрировала действенный инструмент решения таких проблем на примере кейса одного из участников.

Этот инструмент предполагает, что руководитель описывает так называемую «Рамку проблемы». Для этого ему необходимо дать ответы на следующие вопросы:

1. Какова проблема?

2. Почему она у вас появилась?

3. Кто и что мешает вам достичь того, что вы хотите?

4. Кто виноват в том, что эта проблема существует?

Далее по 5-бальной шкале оценивается собственный оптимизм в решении этой проблемы; ясность, что делать; и личная мотивация. После всего этого Таисия Василишина попросила участника презентации, чей пример рассматривался, описать собственные ощущения.

Единственная причина, по которой управленец может заняться обучением, — это личная мотивация и осознание того, что пределов для развития не существует

Затем можно перейти к «Рамке результата». Здесь руководитель отвечает на следующие вопросы:

1. Каков мой желаемый результат?

2. Как я могу этого достичь? (Какие возможности мне могут помочь?)

3. Как я узнаю, что достиг желаемого результата?

4. Чему из этой ситуации я могу научиться?

После этого руководитель снова оценивает по 5-бальной шкале свой оптимизм, ясность, мотивацию и описывает собственные ощущения.

Пример, приведенный на презентации, наглядно продемонстрировал, как после четкого осознания и озвучивания проблемы и способов ее решения, уровень оптимизма, ясности и мотивации возрастает.

У кого учиться?

Во время своего выступления Таисия Василишина акцентировала внимание гостей на том, что выбор подходящего тренера не менее важен, чем выбор программы. Ответив на вопросы, зачем, что и как, стоит также задаться вопросом «у кого?»

Уровень мотивации возрастает после четкого осознания проблемы и определения способов ее решения

Эффективно обучать руководителей может только тот тренер, который сам имеет опыт работы управленцем. Так, он лучше понимает трудности и нюансы, возникающие в реальном бизнесе, и способы их преодоления. А обучение у такого тренера будет более практичным и, соответственно, применимым в реальности.

За плечами Таисии Василишиной более 8 лет управленческого опыта в крупной международной производственной компании, где в подчинении у нее находилось более 400 человек. Это опыт, которым можно поделиться.

Ирина Подгорная, бизнес-тренер, коуч, консультант по управлению компании «ТОП АкадемиЯ»
Ирина Подгорная, бизнес-тренер, коуч, консультант по управлению компании «ТОП АкадемиЯ»

Соведущая Школы Эффективного Руководителя «Я — ТОП!», Ирина Подгорная, бизнес-тренер, коуч и консультант по управлению компании «ТОП АкадемиЯ», имеет 14-летний управленческий опыт, из которых 8 лет опыта — в сфере HRM.

Пожалуй, такой опыт сам по себе является рекомендацией для разработанной авторами программы Школы Эффективного Руководителя.

БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ С ТРЕНЕРОМ

«Т»: Таисия, расскажите, пожалуйста, об обучении в Школе Эффективного Руководителя. Что появилось нового по сравнению с предыдущими Школами, и что осталось неизменным?

Таисия Василишина, генеральный директор компании «ТОП АкадемиЯ», консультант по управлению, бизнес-тренер, коуч

Т.В.: Школа развивается. Теперь мы предложим нашим клиентам два уровня развития. Первый уровень называется «Я — ТОП!» и, традиционно, будет состоять из трех модулей. Первый из них — «Стратегия лидерства». В него входит три блока.

Первый блок посвящен лидерству, философии и понятию лидерства; чем отличается формальный лидер от неформального; чем лидер отличается от менеджера и многое другое. Исходя из программы, может показаться, что это теоретический блок. Но это не так. Мы разработали много интересных практических заданий и упражнений.

Второй блок содержит инструменты управления персоналом. Он содержит много психологии. Мы определяем, какие существуют типы руководителей и подчиненных, и к какому из них относится каждый из участников. Очень интересная тема в рамках этого блока — манипуляции. У многих наших учеников случается инсайт: «Оказывается, мной постоянно манипулируют, а я только реагирую».

Третий блок первого модуля посвящен лидерству в команде.

Второй модуль — «Оперативный менеджмент». Модуль очень насыщенный: планирование, организация, контроль, анализ, коррекция, опять планирование и т. д. Это обычный цикл менеджмента. Важный блок — мотивация. Именно она является определяющим фактором эффективности руководителя. Здесь мы учимся составлять карты мотиваторов.

Но лично я больше всего люблю третий модуль. Это своеобразный итог всему, чему наши участники обучились в Школе. Этот модуль посвящен личностному и карьерному росту. При этом, больший акцент мы все-таки делаем на личностный рост, потому что без него и карьерный рост невозможен.

Выпускники нашей Школы теперь будут обучаться дальше вместе с нами. Для этого мы создали второй уровень, который будет называться «Next Level». Его программа построена иначе. Это не модули, а отдельные тренинги, которые участники могут выбирать по желанию.

«Т»: Что интересного Вы подготовили для участников новой Школы?

Т.В.: Мы обобщили проблемы участников и их практические ситуации, с которыми мы сталкивались в предыдущих Школах. Это те проблемные управленческие ситуации, которые носят системный характер. Либо это какие-то уникальные и интересные примеры. Мы включили их в программу и разработали для участников новые интересные кейсы.

«Т»: На презентации Вы говорили о движении от хорошего к лучшему. В чем Школа стала еще лучше?

Т.В.: Особенностью нашей Школы является то, что в результате прохождения всех трех модулей, участник составляет план личного и профессионального развития. Это своеобразная квинтэссенция всего обучения. Сейчас мы вынесли составление плана за рамки обучения в Школе. Во время индивидуальных консультаций есть больше возможности сделать качественный план, обсудить с участниками их цели и пути достижения.

МНЕНИЯ УЧАСТНИКОВ МЕРОПРИЯТИЯ
Светлана Начальная, менеджер по маркетингу, «ScanBiotech LTD»

Светлана Начальная,
менеджер по маркетингу, «ScanBiotech LTD»

Себя я могу отнести к так называемым молодым руководителям — специалистам, которых повысили до руководящих должностей. На презентации Школы мы рассматривали основные ошибки руководителей, и я уже смогла отчетливо понять, какие из них мои, а какие мне, слава богу, не грозят.

У меня уже появилось более четкое понимание, каких знаний лично мне не хватает. Думаю, здесь я смогу восполнить свои пробелы. Мне понравилось, что в программе много внимания уделяется практике и инструментариям. Это всегда лучше, чем теория, ведь теорию можно и самому изучить.

Марина Бабенко, менеджер по продажам, ООО «Метротайл-Украина»

Марина Бабенко,
менеджер по продажам, ООО «Метротайл-Украина»

Я всегда хотела открыть свой бизнес. И у меня были, скажем так, неудачные попытки, которые завершились ничем. Но мысль об этом осталась. Теперь хочу систематизировать свои мысли и знания и принять решение, на чем остановиться.

В Школе Эффективного Руководителя я рассчитываю получить полезную для себя информацию, которую смогу применить в будущем, а также лучше разобраться в своих прошлых ошибках.

Не уверена, что найду здесь то единственное решение, которое ищу. Но польза будет, безусловно, огромная. Пока я решила посетить один модуль, «Личная эффективность». Потому что на данном этапе моя первоочередная цель — найти себя. А дальше — будет видно.

Наталия Кощенко, врач-стоматолог, ДП «Cabot»

Наталия Кощенко,
врач-стоматолог, ДП «Cabot»

Я не являюсь руководителем, я — доктор. Работаю в своей компании уже 15 лет. Когда я пришла, она была очень успешная. И я гордилась тем, что работаю там, потому что это престижно. А теперь я наблюдаю, как моя фирма постепенно разрушается. Я хочу понять, почему.

Я думаю о том, чтобы стать руководителем. Это уже не первое подобное мероприятие, которое я посещаю, чтобы найти для себя то место, где я хотела бы учиться. Мне кажется, в Школе Эффективного Руководителя можно получить необходимые знания.

Александр Пинчук, менеджер, ТОВ «БС Траст»

Александр Пинчук,
менеджер, ТОВ «БС Траст»

Рано или поздно у любого руководителя возникает понимание, что у него есть какие-то пробелы. Как мне кажется, в Школе Эффективного Руководителя можно найти ответы на возникающие вопросы. Например, как себя вести в той или иной ситуации.

У меня большой опыт работы на руководящей должности. Поэтому многие вещи для меня уже не новые. Но я считаю так: учиться никогда не помешает. Человек, который считает, что он уже все знает, — прекращает свое развитие. Не может человек знать все! Поэтому нужно все время себя развивать.

Фотоотчет с презентации Школы Эффективного Руководителя от компании "ТОП АкадемиЯ"
(45 фото)  Дата добавления: 21 февраля 2013
Фотоотчет с презентации Школы Эффективного Руководителя от компании

Руководитель может быть действительно эффективным только в том случае, если он непрерывно развивается и обучается.



Читайте также лучшие публикации раздела «Наше все»:
Приди на Форум 19 февраля 2013
Геймифицируемся 13 февраля 2013
На портале "Тренинги в Украине" размещена полная и актуальная информация о рынке тренинговых услуг. Вы можете выбрать тренинги, семинары, учебные курсы по лидерству, навыкам руководителя в открытом, корпоративном формате или объявить тендер на обучение.
 




Внимание! Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
← Перейти на  главную страницу
О портале
Подписка на новости
Размещение рекламы
Условия републикации
Тренинговым компаниям
© 2006-2020, Центр Развития Карьеры
"Формула Успеха", тел.: (044) 501-28-68,
e-mail: editor@training.com.ua