Вперед за «золотом»: 5 уроков из спортивной психологии

Автор: Гарриет Беверидж и Бен Хант-Дэвис Источник: www.trainingzone.co.uk

Состязание и победа — больше, чем просто мощные метафоры для бизнеса. Многое из спортивной философии может найти применение и в корпоративном секторе, в котором так же, как и в спорте, побеждает сильнейший. Опыт олимпийского чемпиона будет однозначно полезен бизнесменам, которые хотят получить «золото» в деловом мире.

Вперед за «золотом»: 5 уроков из спортивной психологии
Вперед за «золотом»: 5 уроков из спортивной психологии

Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть.
Лев Толстой

Бен Хант-Дэвис, выигравший олимпийское золото в Сиднее в 2000 году по гребле и коуч Гарриет Беверидж объединились, чтобы написать книгу «Что сделает лодку быстрее? Олимпийские стратегии победителей на каждый день».

Книга включает в себя рассказ о путешествии Бена к «золоту» и сборник практических советов о том, как принять спортивную философию и использовать навыки олимпийской команды в деловом мире.

По мнению г-на Ханта-Дэвиса, основополагающие принципы, которые отличают успешные команды от неуспешных, включают в себя:

  • — ясность целей;
  • — сильную веру;
  • — баланс контроля;
  • — умение возвращаться на исходный уровень;
  • — умение правильно оценивать услышанное.

Эти пять простых правил были выведены авторами книги и опробованы в течение 10 лет на командах, которые проходили подготовку к Олимпийским играм, а также использовались для управленческого состава компаний, которые не имеют никакого отношения к спорту, но стремятся достичь высот в бизнесе.

Ясность целей

Очень часто в корпоративном мире встречается явление, когда поставленные цели если не противоречат друг другу, то, по крайней мере, не сфокусированы на достижение главной цели компании. Все знают о главной цели, но напрямую над ее достижением не работает почти никто. Ухудшает ситуацию еще и тот факт, что цели руководителей и сотрудников не совпадают, поскольку трактуются ими по-разному.

Бен и его экипаж были совершенно четко нацелены на результат — олимпийское золото — и эту глобальную цель они трансформировали на все остальные цели: годовые, месячные и ежедневные. Все это было сделано для того, чтобы выявить четкие ориентиры и не перепутать в процессе подготовки те цели, которые являются главными и те, которыми можно пренебречь ради главной цели.

Когда все понятно и наглядно, цели убедительны и прозрачны, можно четко проанализировать и понять, направлены ли наши действия в одном нужном направлении или нет. Ясные цели, как магниты, объединяют команды и фокусируют энергию на то, чтобы пройти вместе текущие проблемы ради будущего успеха. Если в компании, в которой вы работаете это не так, тогда стоит пересмотреть ее цели, выбрать приоритеты и четко поставить задачи перед сотрудниками, не надеясь, что они догадаются об этом сами.

Сильная вера

Планировать мотивационные сессии для сотрудников на тему потенциала и вселять в них уверенность в том, что поставленная цель достижима, необходимо точно так же часто, как проходят тренировки у спортсменов. Они должны быть постоянными и включать в себя основные элементы, которые помогут достигнуть желаемого результата. Почему? Потому что такая цикличность повторений убеждает участников тренингов в том, что достигнуть цели можно, если приложить совместные усилия и верить в успех.

Генри Форд очень точно подметил взаимосвязь веры в свои силы и получаемого результата: «Если вы верите, что можете или наоборот, считаете, что не можете… то вы, скорее всего, правы в обоих случаях».

Существует огромное множество доказательств, которые подтверждают — сильная вера и позитивное мышление помогают выйти за рамки обыденности и достичь больших результатов. И это не менее важно, чем оттачивание профессиональных навыков у сотрудников.

К сожалению, такое явление для бизнеса как моральная подготовка сотрудников с ориентирами на успех — редкое явление, и на сегодняшний день мало кто готов инвестировать в такую подготовку, не смотря на то, что на практике она может стать по-настоящему полезной для организации.

История экипажа Ханта — Дэвиса доказывает, как просто это может быть. Чтобы победить, они составили список, где были четко прописаны командная работа и причины, почему они победят. Их пример может быть отличным поводом для того, чтобы использовать подобный подход в деловом мире, а составленный ими список может трансформироваться в список причин, почему продукт и услуги, которые предлагаете вы, являются правильным выбором, или почему цель планируемых продаж достижима.

Баланс контроля

Бен и его экипаж сосредоточили свое внимание исключительно на том, что они могли контролировать и перестали обращать внимание и заботиться о том, на что повлиять не могли. Это означало, например, не беспокоиться о погодных условиях — даже если погода оказывает огромное влияние на производительность в гребле — потому что она была вне их контроля, и они никак не могли повлиять на то, чтобы она улучшилась.

Бен приводит в качестве примера регату, где голландский экипаж, который был главным фаворитом соревнований, проиграл еще до того, как его команда забралась на судно, потому что стала беспокоиться о том, правильно ли сработает переключатель направления ветра, а не о том, готовы ли они к тому, чтобы победить. В итоге, все надежды были положены на механизм, а усилия экипажа не имели значения и они проиграли.

Мы могли бы получить огромные дивиденды, если мы сфокусировали наше внимание в корпоративном секторе на тех вещах, на которые мы повлиять в состоянии. Как много времени и сил тратится ежедневно на то, что мы постоянно беспокоимся о неконтролируемых процессах — например, необоснованных действиях клиентов или конкурентов. А между тем, забываем об эффективности и продуктивности — главных показателях в бизнесе. Вместо того чтобы обращать слишком пристальное внимание на неконтролируемые процессы, лучше сконцентрировать внимание на главной работе, оставив сомнения и домыслы, которые только мешают.

Умение возвращаться на старт

В спорте очень важна концентрация и умение действовать в критических ситуациях. Прыгун в высоту, который потерпел неудачу с первой попытки, должен взять себя в руки, и повторить прыжок еще раз, чтобы не упустить второй шанс. Собраться и сконцентрироваться нужно в течение нескольких минут или секунд, так же, как это делают спринтеры, которые получают фальстарт, теннисные игроки, которые пропускают подачу, футболисты, пропустившие пенальти… Список можно продолжать бесконечно.

Спортивная психология уделяет большое внимание тому, как выполнять задания под давлением и быстро оправляться после поражения, чего не делают в корпоративном мире.

В своей книге, Бен и Харриет описывают ключевые стратегии спортивными терминами (подготовиться, принять, действовать). И это дает почву к размышлению: как часто в деловом мире, мы действительно обдумываем то, что может сбить нас с курса в течение следующего года, и готовы ли мы к этому? Оставляем ли в углу зонтик (выражаясь метафорически), чтобы справиться с вероятностью дождя? Когда происходит бедствие, используем ли мы этот опыт для новых возможностей? И, наконец, что чаще всего происходит с нами: мы парализованы и не можем действовать или подготовлены, можем собраться и сделать еще один шаг вперед?

Умение фильтровать услышанное

Бен и его экипаж встречали на своем пути бесчисленное количество людей, которые говорили им о недостижимости их мечты. Это были скептически настроенные тренеры, журналисты, конкуренты, которые пытались понизить их самооценку, а также друзья и родственники, которые действовали из лучших побуждений, стремясь защитить их от разочарования. Экипаж научился не путать отрицательные мнения других людей с фактами и сосредотачиваться лишь на том, что будет полезно знать для продвижения вперед. Если же критика окружающих была навязчива, ее энергию использовали как эмоциональное ракетное топливо, еще больше стимулируя себя на достижение результата.

Это важный урок для нас в деловом мире: принимать факты, как факты и мнения, как мнения. Экипаж по гребле никогда не уклонялся от фактов, но члены экипажа всегда с осторожностью воспринимали бесполезные мнения, осознавая, что это всего лишь субъективное мнение, высказанное вслух. И часто «эксперты» подобного рода, которые высказывают свои скептические замечания, пытаясь предупредить вас об опасности, на самом деле просто бояться сделать шаг вперед и увидеть в ситуации новые возможности, а не дополнительные риски.

Оригинал статьи: Going for gold — five lessons from sports psychology

Перевод Николай Сорока, портал Training.com.ua

ОБ АВТОРАХ

Гарриет Беверидж является коучем. Окончила Оксфорд, работает консультантом по управлению в «Эрнст энд Янг». В данный момент специализируется на теме «Развитие лидерских качеств».

Бен Хант-Дэвис потратил 10 лет на достижение Олимпийской мечты. Он пришел шестым в Барселоне и 8-м в Атланте. С завоеванием золотой медали на Олимпиаде в Сиднее в 2000-м, Бен создал и возглавил корпоративную коучинговую компанию, которая помогает компаниям-клиентам «побуждать их лодки идти быстрее». В данный момент Бен работает и для Британской олимпийской ассоциации.



Читайте также лучшие публикации раздела «Наше все»:
Консалтинг: эволюция к профессионализму 4 июля 2011
TEDxKyiv 2011. Трансформационный бизнес 1 июля 2011
На портале "Тренинги в Украине" размещена полная и актуальная информация о рынке тренинговых услуг. Вы можете выбрать тренинги, семинары, учебные курсы по психологии, НЛП в открытом, корпоративном формате или объявить тендер на обучение.
 




Внимание! Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
← Перейти на  главную страницу
О портале
Подписка на новости
Размещение рекламы
Условия републикации
Тренинговым компаниям
© 2006-2021, Центр Развития Карьеры
"Формула Успеха", тел.: (044) 501-28-68,
e-mail: editor@training.com.ua