Ситуационное лидерство

Автор: Олеся Брызгалова Источник: портал Тренинги в Украине
Фотограф: Галина Асеева
Медиа:   Галерея  

Владислава Друтько поделилась опытом, как работать с командой «любой сложности». «Лидер — не тот, кто всегда ведет себя одинаково — он должен уметь меняться с обстоятельствами и подстраиваться под команду» — убеждена спикер. Подробно — в репортаже журналиста Training.com.ua.

Ситуационное лидерство
Ситуационное лидерство

Собраться вместе — это начало.
Оставаться вместе — это прогресс.
Работать вместе — это успех.
Генри Форд

Владислава Друтько — педагог, психолог, специалист в области управления персоналом и сертифицированный бизнес-тренер рассказала о том, как вести себя с подчиненными так, чтобы они сами рвались идти за вами. Тренинг длился три дня и был рассчитан на руководителей высшего или среднего уровня управления — а таких нашлось ровно 10 человек.

«Очень удобно — делится впечатлением одна из участниц — Владислава могла подойти к каждому, ответить на все вопросы, и нас можно было разделить на группы, состав которых время от времени менялся».

Лидер — кто Вы?

Наверняка все из нас еще из лекций по психологии помнят разные типы лидерства. В зависимости от авторов и подходов лидерство определялось по внешним данным, генам, фамилии и еще Бог знает чему. Современные психологи с умным видом строят квадрат Пифагора, кивают головами и… признаются, что определить, кто такой «лидер» — невозможно. Это ведь и «самый умный» и «самый коммуникабельный» и просто начальник. В общем и целом, под понятие «лидер» не подходит разве только ленивый…

«Под лидером лично я подразумеваю человека, который, в первую очередь, обладает интуицией, проницательностью и коммуникабельностью — говорит Владислава Друтько. — Ведь лидерство — это возможность сделать так, чтобы другие следовали за вами, оно начинается с видения, которое передается аудитории».

Лидерство — способность сделать так, чтобы другие следовали за Вами

Однако, это далеко не все. Лидер, который способен «и горы свернуть», повести за собой людей не только первые несколько часов, но вдохновлять на постоянную работу, должен уметь меняться в зависимости от ситуации, находить подход к «проблемным» сотрудникам, уметь расставаться с теми, кто тянет команду вниз и просто принимать сложные и непопулярные решения. А вот такого человека найти совсем нереально, гораздо проще таким стать.

Ситуационное лидерство — где Вы?

Первое, что должен сделать лидер перед тем, как что-то делать — изучить обстановку. Проще говоря, здраво оценить, где он находится. В переводе на язык руководителей — что у вас за команда?

  • — Как много у Вас людей в подчинении?
  • — Насколько развита корпоративная культура?
  • — Как между собой общаются подчиненные — есть ли скрытые конфликты, кто и чем занимается?
  • — Делегируются ли полномочия?
  • — Всем ли довольны сотрудники?
  • — Какую роль Вы выполняете — учитель, директор, главный специалист?

Шаг следующий — почему Вам потребовалось стать лидером? Иными словами, зачем это Вам? Что не устраивает?

Владислава Друтько, бизнес-тренер
Владислава Друтько, бизнес-тренер

«Как правило, лидер должен появляться для каких-либо изменений. Если людей и так все устраивает, лидер просто не нужен. Равно как и если Вы хотите стать лидером, но при этом у Вас нет видения, куда Вы хотите привести людей — овчинка не стоит выделки, проще и не начинать» — убеждена спикер.

10 шагов реализации успешного изменения:

1. Проанализировать организацию и предлагаемое изменение. Оценить текущие политики и системы с точки зрения поддержки ими изменения.

2. Сформировать в коллективе разделяемое видение и общее направление действий, построить коалицию сторонников и поддерживающих видение.

3. Отделиться (отмежеваться) от прошлого.

4. Создать ощущение срочности изменения.

5. Поддерживать роль сильного лидера.

6. Определитесь, кто отвечает за процесс изменения, и помогите этому человеку эффективно его реализовать.

7. Разработать план внедрения и наделить людей правом участия на местах, инновации и контроля деталей.

8. Создать структуры, обеспечивающие изменение.

9. Объясните, обучите, натренируйте и вовлеките людей. Будьте честны и отмечайте успехи с людьми. Сопроводите изменение символами, сигналами и вознаграждениями.

10. Поддерживать изменение. Разработать соответствующие стандарты, показатели и механизмы обратной связи.

Стили лидерства — с чем Вам работать?

Стиль лидерства
Действия лидера
Принятие решения
Директивный
Подробно инструктирует, внимательно проверяет
Лидер
Наставнический
Объясняет свои решения, дает возможность прояснять ситуацию
Лидер, но после совместного обсуждения и/или объяснения
Поддерживающий
Делится идеями, способствует принятию решения
Лидер/последователи при поддержке лидера
Делегирующий
Предлагает другим ответственность за решения и их выполнение
Последователи

Директивный «приказывающий» — свойственна односторонняя коммуникация, причем руководитель определяет роли подчиненных и говорит им, что, как, когда и где должно выполняться при различных задачах.

Наставнический «продающий» — руководитель вырабатывает большинство указаний, он стремится путем двусторонней связи и социально-эмоциональной поддержки заставить подчиненных психологически «закупать» те решения, которые должны быть сделаны.

Поддерживающий «участвующий» — руководитель и подчиненный участвуют в процессе принятия решений, через двустороннюю коммуникацию и оказание помощи (поддержка, поощрение и т. д.). Подчиненные обладают способностью и знаниями для выполнения задачи.

Делегирующий — подчиненные могут работать по своему усмотрению, руководитель делегирует свои полномочия, поскольку уровень зрелости сотрудников высокий, и они готовы и способны принимать ответственность за свои действия.

Уровни готовности сотрудников — как Вам работать?

В зависимости от уровня развития компетентности и мотивации, настроя, существует несколько уровней применимого управления:

Сотрудники на первом уровне компетентности и настроя чаще всего нуждаются в следующем:

1. Признание энтузиазма.
2. Четкость целей
3. Стандарты выполнения работы
4. Информация, необходимая для выполнения задач.
5. Указания, что и как нужно делать.
6. Расстановка приоритетов.
7. Ограничения по полномочиям.
8. Постановка сроков выполнения работы.

Лидер должен быть царем и Богом, авторитетом. Эта ситуация в команде несовместима с «блеющими» интонациями, «дерганостью» движений и неуверенностью.

Лидерство начинается с видения, которое передается вашей аудитории
Лидерство начинается с видения, которое передается вашей аудитории

Потребности сотрудников второго уровня:

1. Четкие цели
2. Похвала за прогресс.
3. Право на ошибку.
4. Объяснения «почему»
5. Возможность обсудить сомнения.
6. Вовлечение в принятие решений и решение проблем.
7. Ободрение и поддержка.

Стиль управления, требуемый на этом уровне — учитель, старший брат (сестра). Здесь важнее участие, понимание — сотрудники, как правило, хотят идти на контакт и могут обижаться на невнимание и строгость. Постарайтесь не превратить рабочие отношения в аналог «курилки» и домашних посиделок.

На что обратить внимание на третьем уровне:

1. Поддержка и ободрение
2. Возможность выразить сомнения
3. Участие в принятии решений
4. Уверенность в своих силах
5. Быть услышанным
6. Поощрение и похвала
7. Интересная задача
8. Возможность разрабатывать план действий самостоятельно.

Здесь нужно быть классическим «руководителем» — понимать, но не давать спуску, делегировать полномочия, но проверять результаты. Это метод «золотой середины» и полагаться тут можно на свою мудрость и чувство меры.

Обратная связь — один из сильнейших инструментов умелого лидера

Последний, четвертый уровень потребностей:

1. Сложные и разнообразные задачи
2. Автономность работы
3. Полномочия для решения задач и принятия решений
4. Признание
5. Доверие

Здесь лидер — в первую очередь коллега. Да, Вы по-прежнему остаетесь начальником и по-прежнему Вы — главный, но даете понять, что доверяете сотрудникам, что они растут и духовно, и психологически. Этот стиль управления хорош для уже сложившихся коллективов с высоким уровнем ответственности — другие быстро скатятся к попустительству и анархии.

Какой из видов работы выбирать — решать исключительно Вам, после тщательного анализа Вашего коллектива. Кроме того, стили можно и нужно совмещать, чередовать, под каждую конкретно взятую компанию и коллектив.

Обратная связь или общие рекомендации

Обратная связь — один из сильнейших инструментов умелого лидера. Вне зависимости от того, с помощью какого стиля Вы работаете с командой, обратная связь всегда должна присутствовать — и от команды, и от Вас. Принимать комплименты умеют все, почти интуитивно различая наличие скрытой корысти, а вот давать обратную связь много кто затрудняется. Если Вы скупитесь на оценки (к которым привыкли все еще со школы) то эффективным лидером Вам не стать — чувство нестабильности и неизвестности поглотит сотрудников с головой.

Все имеют право на ошибку, но не на их череду
Все имеют право на ошибку, но не на их череду

Итак, как давать обратную связь:

1. Предоставляйте обратную связь лично, а не только письменно.

2. Обратная связь дается только с глазу на глаз.

3. Обеспечьте наличие доказательств, в поддержку своих выводов о проблемах с результатами.

4. Возьмите необходимое время для планирования проведения мероприятия по обратной связи.

5. Помните о своей цели в предоставлении корректирующей информации, которая состоит в том, чтобы помочь работнику улучшить результаты.

6. Не извиняйтесь перед работником за предоставление ему или ей обратной связи, которая может быть воспринята негативно.

7. Не обсуждайте результаты работы других работников

8. Будьте готовы столкнуться с сопротивлением, которое может проявить работник.

9. Обсуждая улучшение результатов, концентрируйтесь на работе: то, что производит работник, так, как он или она ведет себя на работе, или как он или она развивает новые умения и знания.

Кроме того, в конце пара хитростей — давайте информацию дозировано, чтобы сотрудник мог осознать свое поведение, и не давайте обратную связь, если Вас обуревают негативные эмоции.

Дальнейшие выводы стоит делать самостоятельно — использовать предложенные модели или нет, давать обратную связь или нет. Главное, что эта информация уже у Вас есть — а рассудок, расширившийся до новой идеи, никогда не сожмется до прежних размеров.

МНЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ТРЕНИНГА
Вита Кравчук, SMM Group

Вита Кравчук,
SMM Group

Создав свои компании, полгода назад, я столкнулась с новыми задачами и с неумением управления людьми и создания команд. Оказалось, что не знаю, как управлять в разных ситуациях, как мотивировать сотрудников на разных этапах развития компании и команды?

Тренинг по ситуационному лидерству оказался очень кстати: я смогла определить свои компетенции и навыки по MBTI, понять и отследить этапы развития моих компаний и команд в динамике. Теперь я знаю, к какому типу лидерства у меня есть природные склонности, какие мои сильные и слабые стороны в качестве руководителя.

Тренинг помог понять, как правильно формировать команду руководителей: для одной из моих компаний уже нашли руководителя исходя из рекомендаций, знаний и навыков, полученных на тренинге. Мой слоган для эффективного руководителя до тренинга звучал так: я лучше всех сотрудников знаю, что и как делать.

А после тренинга звучит так: сотрудники эксперты своего дела и должны лучше знать, что и как делать. Задача руководителя правильно подобрать сотрудников и управлять ими исходя из конкретной задачи и этапа развития отдельного сотрудника либо группы сотрудников.

Спасибо тренеру — Владе Друтько за 3 насыщенных дня, полных новых знаний и новых навыков, которые требуют изменений в себе. А самое сложное для меня это меняться самой. Тренеру удалось, не смотря на тяжелую тему и на продолжительность тренинга постоянно поддерживать всех участников, вовлекать в процесс работы и изменяться.

Кизенко Татьяна, ЧП «Эксклюзив Плюс»

Кизенко Татьяна,
ЧП «Эксклюзив Плюс»

Я мечтала попасть на этот тренинг и наконец-то моя мечта сбылась.

Тренер очень сильный, и я настолько благодарна, что попала именно в эту группу — атмосфера была поразительная!

Я обязательно буду использовать темпераменты людей, полностью собираюсь пересмотреть работу предприятия — столько новых навыков я не получала никогда ранее!

Очень понравилось, что мы не только сидели и получали информацию, но еще и постоянно отрабатывали навыки — теперь я уверена, что ничего не забуду.

Юрий Катушонок, ООО «Юг Контракт»

Юрий Катушонок,
ООО «Юг Контракт»

Я участвовал во многих упражнениях, теперь я знаю, что нужно менять, что можно изменить, а что следует оставить и не трогать.

Мне очень понравился тренинг, я благодарен Владе за то, что она не навязывала свою точку зрения, а просто предлагала расширить личные горизонты.

Спасибо за прекрасную атмосферу, работать было одно удовольствие.

Фотоотчет с тренинга «Ситуационное лидерство» Киевской бизнес школы
(28 фото)  Дата добавления: 16 июня 2011
Фотоотчет с тренинга «Ситуационное лидерство» Киевской бизнес школы

Три дня, с тридцатого мая по первое июня Владислава Друтько презентовала свой тренинг «Ситуационное Лидерство». Тренинг был посвящен моделям поведения лидера в разных ситуациях, а так же тем качествам, которые нужно в себе развивать истинному руководителю.



Читайте также лучшие публикации раздела «Наше все»:
Семейный бизнес: за и против 18 августа 2011
Перезагрузка: Лидерство VS Менеджмент 16 августа 2011
На портале "Тренинги в Украине" размещена полная и актуальная информация о рынке тренинговых услуг. Вы можете выбрать тренинги, семинары, учебные курсы по лидерству, навыкам руководителя в открытом, корпоративном формате или объявить тендер на обучение.
 




Внимание! Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
← Перейти на  главную страницу
О портале
Подписка на новости
Размещение рекламы
Условия републикации
Тренинговым компаниям
© 2006-2021, Центр Развития Карьеры
"Формула Успеха", тел.: (044) 501-28-68,
e-mail: editor@training.com.ua