Развитие эффективной команды топ-менеджеров

Автор: Алена Годунова Источник: портал Тренинги в Украине

Развитие первых лиц компании — процесс очень ответственный, сложный, но и увлекательный. Об особенностях работы с топ-менеджерами журналисту портала Training.com.ua рассказала Виктория Журавлева, консультант, бизнес-тренер, управляющий партнер консалтинговой компании «Четвертое измерение».

Развитие эффективной команды топ-менеджеров
Развитие эффективной команды топ-менеджеров

«Т»: Виктория, как Вы считаете, насколько на сегодняшний день актуален вопрос обучения топ-менеджмента?

В.Ж.: Я думаю, что предельно актуален. Меняются требования к рынку, к бизнесу, к ситуации. Поэтому если топ-менеджер хочет быть в авангарде каких-то изменений, он должен постоянно пересматривать свое профессиональное и персональное соответствие тем требованиям, которые к нему предъявляются. Процесс развития и обучение топ-менеджмента должен быть перманентным, если компания хочет сохранить лидирующие или конкурентные позиции на рынке.

«Т»: Какие на сегодняшний день существуют требования к топ-менеджменту?

В.Ж.: Требования к топ-менеджменту для каждой компании разные и зависят от тех целей, которые ставит перед собой бизнес. Для кого-то это вопросы более конкурентной, динамичной позиции на рынке; для кого-то — повышения эффективности бизнеса. Для третьих — наведения порядка в собственном бизнесе.

«Т»: Какие качества важнее для успешного топ-менеджера — профессиональные или личностные?

В.Ж.: Профессионализму гораздо проще обучить, или добрать какие-то недостающие профессиональные компетенции. А если человек сильно не совпадает с другими членами команды в эмоциональном плане, то тогда будет происходить напряжение, а в худшем случае — конфликты.

Если топ-менеджер хочет быть в авангарде изменений, он должен постоянно пересматривать свое соответствие требованиям, которые к нему предъявляются

Это очень деструктивно для команды топ-менеджеров. Если они не являются единым организмом, это отражается на бизнесе и организации в целом. Поэтому личностные качества в данном случае первичны.

«Т»: Как подбирается команда, и как сплотить совершенно разных людей?

В.Ж.: HR-менеджмент должен понимать, что создание топ-команды начинается уже на этапе подбора людей. И на каждом этапе ведется определенная работа. А в процессе обучения топ-менеджеров, одна из основных задач — сделать так, чтобы их персональные особенности не так сильно влияли на совместную работу.

«Т»: И все-таки, существуют ли какие-то универсальные этапы создания успешной управленческой команды?

В.Ж.: Самый важный этап — это провести оценку управленческой команды, чтобы понимать, с какими профессиональными особенностями и компетенциями мы имеем дело; где у нас дефицит компетенций и проявлений, а где — профицит. И на основе этого мы понимаем, чего не хватает команде, что требует развития, а что, возможно, не имеет смысла развивать, а проще компенсировать другим способом.

Виктория Журавлева, консультант, бизнес-тренер, управляющий партнер консалтинговой компании «Четвертое измерение»

Виктория Журавлева, консультант, бизнес-тренер, управляющий партнер консалтинговой компании «Четвертое измерение»

Все начинается с оценки. Потом, как правило, проходит целая серия обучающих или каких-либо других мероприятий, с помощью которых есть возможность, с одной стороны, решить какие-то производственные вопросы, а с другой — дать возможность людям, работающим в одной команде, лучше понять и узнать друг друга, и, собственно, научиться лучше работать вместе.

Кроме того, это могут быть индивидуальные развивающие сессии — персонально для каждого менеджера или в целом для команды. Это могут быть воркшопы, обучающие или фасилитационные сессии — спектр инструментов самый разнообразный, от авторского до классического. Все зависит от того, как мы видим конкретную ситуацию, и как мы предполагаем ее менять.

«Т»: Знаю о Вашем опыте обучения и развития управленческих команд. Какие методы и форматы Вы используете?

В.Ж.: Я предпочитаю развивать топ-команды с помощью фасилитирующих или обучающих воркшопов.

В отличие от тренинга, который направлен на постановку каких-либо навыков или технологий, обучающий воркшоп не предполагает постановку навыков или ситуационных кейсов. Это скорее проблематизирующая ситуация, вокруг которой топ-менеджмент может создать свое собственное содержание, осмыслить, обсудить, осознать, обменяться своими мнениями.

При этом возникает взаимное обогащение и понимание точек зрения других людей. Что и является в итоге неким обучающим, расширяющим эффектом, который очень значим для топ-менеджмента.

В слаженной команде топ-менеджеров будут отлично сочетаться люди с разными персональными особенностями

Теоретической части у курса нет. Есть некоторое содержание, которое мы хотим обсудить. Это может быть вопрос о том, как нам стать более сплоченной командой; или почему наши менеджеры среднего звена недостаточно эффективны в работе со своими подчиненными; или вопрос о нашей стратегии конкурентной борьбы.

Это всегда тема, или ряд тем, которые мы совместно обсуждаем. Но в отличие от традиционного тренинга, здесь нет тренера, который чему-то учит. Это диалоговая ситуация, участники которой взаимно обогащают друг друга.

Степень интервенции тренера всегда разная, чаще всего либо минимальная, либо — если на то есть запрос заказчика — она может быть немного больше. В любом случае, это не тренерская позиция.

«Т»: Какой срок обучения, в среднем, необходим компании для достижения поставленных целей?

В.Ж.: Наш опыт показывает, что для того, чтобы команда по-настоящему стала командой, требуется не меньше года, а то и двух лет, в зависимости от специфики, задач и т. д.

Программа может длится достаточно долго. Но это не те задачи, которые можно решить за одну-две встречи.

«Т»: Расскажите, как проходят воркшопы?

Виктория Журавлева: «Работа с топ-менеджерами — это высший уровень работы тренера и консультанта.»

В.Ж.: Топ-менеджеры собираются вместе и на протяжении 2–3 дней с помощью ведущего решают те задачи, о которых я говорила. Такие занятия проходят раз в 3–4 месяца.

Воркшопы являются смыслообразующими элементами обучения. Но кроме них есть и другие мероприятия. Например, если кто-то из топ-менеджеров из-за собственных особенностей явно выпадает из общей команды, в промежутках между воркшопами с ним может проводиться индивидуальная работа.

«Т»: Какова роль ведущего в формате воркшопа?

В.Ж.: Ведет курс тот консультант, который работает с этой командой топ-менеджеров, который сделал их предварительную оценку, знает их особенности. Он же их и коучит. Как правило, это один и тот же человек.

Работа с топ-менеджерами — это высший уровень работы тренера и консультанта. Таких людей немного, и мы взращиваем их у себя в компании.

«Т»: Поделитесь своим опытом, как вы пришли к работе с топ-менеджментом?

В.Ж.: У меня большой опыт и в бизнесе, и в консультировании. Соответственно, это логическое продолжение моей деятельности. Сначала я работала со средним звеном, изучала специфику бизнеса и менеджмента. А когда эта специфика стала более понятной, ее можно было универсализировать, а свой опыт передавать другим — автоматически появилась возможность говорить об этом с топ-менеджментом.

«Т»: В моем представлении, топ-менеджеры — это, с одной стороны, очень занятые, а с другой — очень самоуверенные люди, которые далеко не всегда готовы пойти на обучение. Как преодолеть этот барьер?

В.Ж.: Мы не позиционируем это как обучение. Да, вы правы, если я скажу, что это обучение, никто никуда не пойдет. Но если вы предлагаете человеку грамотный и правильно выстроенный подход к тому, что его тоже беспокоит, у него не будет никакого сопротивления.

Обучающий воркшоп — это организованный внешним модератором процесс, который позволяет топ-менеджменту обсудить ситуацию в бизнесе и обменяться мнениями

Когда его никто не учит, а с ним просто разговаривают и пытаются понять, почему у него такая точка зрения, а не иная; и более того — спрашивают его позицию, мнение, — конечно, он с достаточным энтузиазмом участвует в таком мероприятии.

«Т»: Как же вы позиционируете такую работу? Если это не обучение, то что?

В.Ж.: Это развитие. Мы говорим о том, что это работа с управленческой командой. Самым важным моментом для того, чтобы проект был запущен, является заинтересованность и желание первого лица компании. Он всегда и является заказчиком такого рода услуг.

Рано или поздно он осознает, что те люди, которые его окружают, в виде его команды, по каким-то причинам (субъективным или объективным) не соответствуют его ожиданиям. И тогда у него формируется запрос: это нужно менять.

Этот проект позиционируется как развитие топ-менеджмента и патронируется первым лицом. А ведущий является лишь инструментом, который помогает первому лицу развивать свою команду.



Читайте также лучшие публикации раздела «Наше все»:
Новогодние поздравления от портала Training.com.ua 29 декабря 2011
Портал Training.com.ua подводит итоги встречи с HR-специалистами 26 декабря 2011
На портале "Тренинги в Украине" размещена полная и актуальная информация о рынке тренинговых услуг. Вы можете выбрать тренинги, семинары, учебные курсы по обучению и развитию персонала в открытом, корпоративном формате или объявить тендер на обучение.
 




Внимание! Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
← Перейти на  главную страницу
О портале
Подписка на новости
Размещение рекламы
Условия републикации
Тренинговым компаниям
© 2006-2020, Центр Развития Карьеры
"Формула Успеха", тел.: (044) 501-28-68,
e-mail: editor@training.com.ua