Оценка и развитие менеджера

Автор: Николай Сорока

Несмотря на двадцатилетний возраст, украинский менеджмент все еще на этапе становления. Перед руководителями возникают новые проблемы, которые требуют переосмысления своей деятельности и развития некоторых управленческих компетенций.

Оценка и развитие менеджера
Оценка и развитие менеджера

О методах оценки работы и программах обучения менеджеров мы беседуем с консультантом по управлению, бизнес-тренером и коучем консалтинговой группы «Четвертое измерение» Викторией Журавлевой.

«Т»: Какие существуют проблемы у современных менеджеров?

В.Ж.: Основной проблемой, на мой взгляд, является тот факт, что большинство современных руководителей еще не успели стать профессиональными управленцами. В функциональной области у большинства есть образование и практический опыт, но в отношении управления многие еще не переосмыслили собственный опыт.

Поэтому менеджеры зачастую пытаются выполнять свои функции, руководствуясь интуицией, предыдущим опытом или здравым смыслом. Чаще всего они просто копируют поведение своих руководителей.

Бизнесу в нашей стране всего двадцать лет. Все, что мы пока можем делать — это только копировать западный менеджмент со своими особенностями или продолжать славные традиции советского управления.

Многие из нас не понимают, где правда: одни убеждены, что авторитарный, советский подход и есть самый эффективный, другие же считают, что западный стиль более приемлем. Другими словами, наши менеджеры не до конца понимают, чем они на самом деле занимаются.

С моей точки зрения, к менеджменту нужно относиться как к отдельной профессии, и как у любой профессии, в ней есть свои законы, свои принципы, свои технологии и свои критерии, по которым можно оценить эффективность выполняемой работы.

«Т»: А если не проводить подобный анализ?

В.Ж.: На мой взгляд, такая практика приводит к серьезным заблуждениям. У людей формируется иллюзия, что менеджмент — это очень легко и просто и они начинают допускать серьезные ошибки, которых можно было бы избежать.

Если под менеджментом понимать, прежде всего, управление людьми, то необходимо осознавать, что, во-первых, управление — это сложная система, а человек в этой сложной системе — еще более сложная система. Недооценка этого факта приводит к очень поверхностным решениям.

В этом случае, как поступить менеджеру и каким образом он может оценить уровень своей компетентности или некомпетентности?

Как говорил Альберт Эйнштейн: «Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень». Другими словами, для этих целей необходимо привлечение специалистов по анализу деятельности работы менеджмента.

Менеджмент — это отдельная профессия, и как у любой профессии в ней есть критерии эффективности выполняемой работы

Такой подход, по моему мнению, позволяет выявить слабые места в управлении и организовать процесс развития недостающих компетенций.

Если говорить о компании «Четвертое измерение», то наши консультанты имеют большой опыт оценки управленческого персонала. В наших проектах мы проводим оценку менеджмента среднего и высшего звена по заданным компетенциям, профилю позиции или выборочным критериям.

Также реализовано несколько интересных проектов по поиску талантов внутри компании для их карьерного развития и кадровых ротаций.

«Т»: Расскажите, пожалуйста, подробнее о методах оценки менеджмента.

В.Ж.: Когда мы говорим про оценку менеджера среднего уровня, нам надо понять, какие критерии важны для его работы в этой конкретной компании на данной должности. Существуют некие универсальные модели компетенций, но у каждого генерального менеджера, собственника, существует также своя критериальная база.

Мы умеем по-разному выстраивать работу, направленную на оценку персонала, например, если необходимо оценить топ-менеджмент, мы, как правило, начинаем с воркшоп, посвященного одной из наиболее актуальных для бизнеса задач. В ходе воркшопа консультант согласно нашей методике наблюдает за работой участников, их поведением, мнениями, видением проблем, предлагаемыми решениями и после этого у нас возникает понимание того, как работает команда в целом и каждый менеджер в отдельности.

С помощью специальных методик консультанты оценивают особенности командного взаимодействия с коллегами, способность мыслить стратегически и видеть ситуацию в целом. Также обращаем внимание на конкурентоспособность и готовность отстаивать свою точку зрения. К слову, данная услуга оценки с помощью воркшопа разработана консультантами нашей компании и является авторской на украинском рынке.

Виктория Журавлева, консультант по управлению, бизнес-тренер, коуч консалтинговой группы «Четвертое измерение»

Виктория Журавлева, консультант по управлению, бизнес-тренер, коуч консалтинговой группы «Четвертое измерение»

Следующим шагом мы можем провести анкетирование, чтобы проверить наши рабочие гипотезы, которые возникли в ходе воркшопа. Данное анкетирование позволяет консультантам оценить такие профессиональные качества менеджера как выраженность управленческих компетенций, самомотивацию и лояльность к компании, способность к сотрудничеству, персональную эффективность и организованность.

Помимо профессиональных качеств, мы также обращаем внимание на психологические особенности и навыки менеджера: как он принимает решения, как работает с информацией, его коммуникативные навыки. Кроме того, мы можем оценить управленческий потенциал менеджера, например, способность к инновациям, администрированию, умение создавать и развивать команды. Когда необходим более глубокий анализ состояния управленческой команды, то в этом случае мы проводим с каждым менеджером глубинное интервью.

В ходе интервью консультант с помощью специальных вопросов оценивает понимание менеджером бизнеса, своих задач и личной ответственности. Также интервью позволяет выявить сильные стороны и потенциальные таланты менеджера, возможные зоны личностного и профессионального развития и готовность к возможной ротации.

После прохождения этих «фильтров» у нас возникает портрет менеджера, и — самое важное — насколько он находится на своем месте в структуре компании, насколько он соответствует занимаемой позиции. Возможно, правильно было бы его перевести на более подходящую должность. Например, если у менеджера есть потенциал развивать бизнес, то заниматься рутинной работой у него нет ни энергии, ни желания.

Если ротация неприемлема, мы можем начать процесс обучения. В зависимости от потенциала менеджеров мы формируем отдельные группы и работаем с ними дальше. Помимо упомянутых форматов воркшопа, опросников и глубинного интервью, мы также используем аssessment-центр, метод 360 градусов, оценку на основании моделей компетенций, аудит, наблюдение и тестирование.

«Т»: Какие конкретно компетенции менеджеров вы оцениваете?

В.Ж.: Стоит отметить, что на сегодняшний день систем компетенций достаточно много, и у каждой компании есть также свой базис компетенций, на которые они опираются.

Мы же предлагаем свою модель, которая обобщает около двадцати систем. В разрезе профессиональных компетенций мы анализируем умение ставить цели и планировать, умение управлять ресурсами. В отношении командной работы мы оцениваем навыки формирования команды, умение делегировать полномочия и умение решать конфликты.

Управление — это сложная система, а человек в этой сложной системе — еще более сложная система

Также мы проводим оценку компетенции «Работа с подчиненными», которая включает умение ставить и контролировать выполнение задач, навыки мотивирования и поддержки подчиненных.

Помимо профессиональных, мы также проводим оценку ряда личностных компетенций, таких как фокусировка на достижении результата, дисциплинированность, управление временем и навыки лидерства
В зависимости от задач мы можем дополнить или изменить перечень компетенций, а также включенных в них навыков.

«Т»: Какую специфику имеет оценка топ-менеджеров?

Для топ-менеджеров мы подбираем техники индивидуально, так как мы точно понимаем, какие конкретно проблемы нам необходимо решать
В.Ж.: Если при анализе работы среднего уровня менеджмента мы используем более традиционные методы оценки и развития, то по отношению к топ-менеджерам мы используем более глубокий подход.

Для них мы подбираем техники индивидуально, так как мы точно понимаем, какие конкретно проблемы менеджеров нам необходимо решать, учитывая специфику их бизнеса. Для этого в своей работе с топ-менеджерами мы используем авторские технологии «Усиление точек роста» и «Треугольник развития менеджмента».

Программа развития топ-менеджера или команды топ-менеджеров включает несколько этапов и начинается она с исследования текущей ситуации в бизнесе и в команде управленцев. С помощью глубинного интервью мы выявляем такие аспекты, как однозначное понимание стратегических целей всеми менеджерами команды, качество взаимодействия в команде, понимание топ-менеджерами существующих в компании «правил игры».

После проведения серии интервью, мы презентуем результаты исследования заказчику — генеральному директору или собственнику бизнеса. Далее, на основании его видения и наших рекомендаций, мы разрабатываем проект развития команды топ-менеджеров.

Работа с командой начинается со стратегической сессии, в рамках которой мы обсуждаем с топ-менеджментом результаты исследования и совместно создаем дальнейший проект развития.

Программа развития может включать в себя индивидуальные консультации и коучинговые сессии, тренинговое обучение, корпоративные МВА-программы, воркшопы по решению реальных проблем бизнеса.

По мере выполнения проекта мы постоянно проводим мониторинг эффективности осуществляемых мероприятий и корректируем работу таким образом, чтобы постоянно повышать эффективность топ-команды, управляемость и успешность всего бизнеса.

Естественно, это довольно долгая и кропотливая работа, но если у компании есть понимание, что ее персонал является конкурентным преимуществом, то чаще всего заказчик также принимает факт долгосрочности развития персонала. К слову, если ранее такое отношение было в редкость, то сейчас в Украине такие компании появляются все чаще.



Читайте также лучшие публикации раздела «Наше все»:
Навигация в бурном море тренингов для успешных тренеров 5 апреля 2012
Лучшие бизнес-школы мира встретятся с украинскими MBA-кандидатами в Киеве 3 апреля 2012
На портале "Тренинги в Украине" размещена полная и актуальная информация о рынке тренинговых услуг. Вы можете выбрать тренинги, семинары, учебные курсы по оценке персонала в открытом, корпоративном формате или объявить тендер на обучение.
 




Внимание! Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
← Перейти на  главную страницу
О портале
Подписка на новости
Размещение рекламы
Условия републикации
Тренинговым компаниям
© 2006-2021, Центр Развития Карьеры
"Формула Успеха", тел.: (044) 501-28-68,
e-mail: editor@training.com.ua