Изменение – развитие или потраченное время?

Автор: Олеся Брызгалова Источник: портал Тренинги в Украине
Фотограф: Олег Гриценко

70% изменений в компании обречены на провал из-за человеческого фактора. Но эти 70% можно повернуть себе в плюс — достаточно правильно действовать. О том, как вводить новшества, минуя сопротивления — читайте в репортаже журналиста Training.com.ua.

Изменение – развитие или потраченное время?
Изменение – развитие или потраченное время?

Изменения — это то, чего люди боятся больше всего.
Ф. М. Достоевский.

Профессиональный психолог и тренер, ведущий консультант направления «Развитие персонала и внедрение изменений» Михаил Прокофьев выступил на «Фестивале тренингов», проведенном 6 и 7 июля в МИМ Киев.

Нововведение

Итак, вы придумали прекрасную систему усовершенствования производительности, оптимизации трудовых ресурсов и снижения затрат. Это большой шаг вперед, и вы сумели даже растолковать своему начальнику, что это важно и нужно, и — ваше предложение принято! Теперь вы представляете себе, как здорово все заживут, как замечательно будет работать… Но суровая действительность указывает на другое: сотрудники угрюмы, молчат, перешептываются за спиной и бросают косые взгляды. «Ничего — утешаете вы себя — это они не понимают! Сейчас все пойдет как по маслу!».

И в личной жизни, и в бизнесе реакции человека абсолютно идентичны. Все действуют одинаково

Но вдруг ваша сотрудница заявляет, что со старой системой выполняла план на 120%, а сейчас не тянет и 60, и просит все вернуть хотя бы ей. Другой сотрудник — балагур и весельчак — уходит на больничный и демонстративно просит позвонить, когда «это помутнение разума» закончится. И никакое потрясание планами перед строптивыми работниками не помогает уяснить, что жить и работать по-новому будет лучше и краше. Что делать?

Понять нельзя пугаться

Согласно мнению Михаила Прокофьева, любые новости, усовершенствования, изменения в нашей жизни, которые хоть немного непонятны, вызывают сходные реакции. Проще говоря — если вам сообщили что то, что вам непонятно, пугает, раздражает — ваша реакция будет проходить следующие стадии:

1. Отторжение

Это отрицание наступившего изменения.

Михаил Прокофьев, психолог и тренер «ЭКОПСИ консалтинг»
Михаил Прокофьев, психолог и тренер «ЭКОПСИ консалтинг»

В личной жизни это можно показать так: вы пришли к врачу, и вам сообщили, что вы смертельно больны. Первая реакция:

— Вы шутите? Это невозможно! Наверно, рентген перепутали!

В бизнесе:

— Что? Нам заменяют Эксель на 1С? Придется переучиваться? Это бред больного — такое в голову никому не придет!
Это совершенно нормально — уверяет спикер — такое состояние показывает нормальное нежелание человека выходить из зоны комфорта, ведь, «если я признаю, что-то произошло, я должен что-то делать, а это страшно, неудобно, ни к чему хорошему все равно не приведет».

2. Агрессия

Это состояние негатива, желание уничтожить силу, которая мешает.

В личной жизни это поиск другого врача, в бизнесе — всяческие сопротивления нововведению, разговоры в курилке, у кулера, в туалете — везде, где комментарии могут быть максимально далекими от добрых и воодушевленных.

Примеряйте каждую ситуацию на себя — как бы Вы поступили в этом случае?

Состояние сотрудников можно понять так: изменение им не нравится, но «кусаться» они могут и бояться, вот и «сцеживают» негатив в сторонке.

3. Торг

Это замечательное состояние, когда люди предлагают делать то, что требовалось делать раньше:

— Доктор, а может, я просто брошу курить, начну пить два литра воды в сутки и спать не меньше 7 часов?

— Степан Петрович, а можно я буду выполнять план на 120%? Можно мне тогда работать в Экселе?

4. Депрессия

Депрессия одинакова и в личной жизни, и в бизнесе — просто по-разному выражается. Тут важно помнить — у героя фильма руки всегда опускаются перед тем, как все станет отлично — победа уже близка, осталось чуть-чуть.

Как понять, что стадия «Торг» перешла в депрессию?

« — Ну, все. Я все равно умру. Зачем шевелится — пойду посплю, авось проснусь, а это страшный сон. Проснулся — все по-старому. Все, этот дурацкий 1С приняли. Как теперь работать — непонятно. Наверно, никак не будем… Все плохо…»

«Потеря вовлеченности, мотивации — главные иллюстрации этого этапа — уверяет Михаил Прокофьев — но не стоит отчаиваться — рассвет уже близко».

5. Принятие

Этот этап — конец кошмара — может и не наступить. В некоторых случаях может последовать увольнение, но, рассмотрим оптимистичный вариант.

При каких-либо изменениях не ждите от сотрудников рекордов, но хвалите за малейшие достижения

Итак, изменение принято — это можно узнать по оживлению, действиям с уже новыми переменными:

— Так, я ложусь на операцию, пью курс таблеток — все наладится, все будет хорошо.

— Так, иду на курсы 1С, а еще нужно настроить на работу с этой программой, надо же как-то удобно работать…

Как победить кошмар?

Главное, что нужно осознать — все эти реакции абсолютно нормальны. Их можно уменьшить, но не убрать полностью. Однако, действия для облегчения достаточно просты — главное, соблюдать систему:

1. На этапе отрицания действия руководства должны носить следующий характер: «Это всерьез и надолго».

Провести изменение – всё равно, что покрасить всех в зелёный цвет. Вы бы сразу согласились?
Провести изменение — всё равно, что покрасить всех в зелёный цвет. Вы бы сразу согласились?

2. Агрессия: «Будете сопротивляться — будет только хуже» (например: со следующей недели отчеты в Эксель не будут приниматься вообще, за них будут накладываться штрафы»)

3. Торг: «Я считаю, что торг здесь не уместен». «Тут позиция должна быть максимально жесткой — настаивает спикер — чем более категорично Вы пресекаете попытки поторговаться, тем скорее вся эта канитель прекратится».

4. Депрессия: «Жить по-новому лучше, чем по-старому». Чем больше сил потратить на вовлечение сотрудников сейчас, тем большей признательностью и преданностью они вам отплатят после.

Всегда сохраняйте присутствие духа — если Вы опустите руки, то чего ждать от подчиненных?

5. Принятие: «Мы все молодцы, хорошо сработали». Когда результаты видны не сразу, а через день/месяц/год поощрение сотрудников необходимо, чтобы они закрепили следующий тезис: «изменение — это хорошо и правильно». Главное — не забывайте их хвалить — неудачи на первых порах неизбежны, ваша поддержка будет очень кстати и поможет безболезненно перенести перемены вашим сотрудникам и вашим нервам.

Основное, что важно помнить при введении чего-то нового: Если вы все сделаете правильно сейчас, сотрудники сами прекрасно все будут делать потом. И действуйте с позиции силы — вы в своем праве, а как говорил Аль Капоне: «Пистолетом и добрым словом можно добиться большего, нежели просто добрым словом».

МНЕНИЯ УЧАСТНИКОВ МИНИ-ТРЕНИНГА

Алена Одноралова, начальник по работе с персоналом телеканала «Интер»

Алена Одноралова,
начальник по работе с персоналом телеканала «Интер»

Рада здесь присутствовать, без сомнения. Михаила Прокофьева хочется выделить особенно — великолепная подача материала, очень полезная информация. Главное — это можно использовать не только в бизнесе, пригодится и в личной жизни, и в бытовых отношениях. Ведь действительно, если посмотреть на реальную картину событий — именно так все и происходит — отторжение, депрессия… Теперь я знаю, как все это преодолевать.

Инна Прус,
начальник по работе с персоналом сети магазинов «КосмоЗоо»

Отличное выступление, развеяло нынешнюю скуку — Прокофьев показал, что на фестивале еще может что-то радовать. Использовать его информацию буду полностью — крайне работающая схема, как я убедилась уже сидя в аудитории, по реакции слушателей. Единственное, что хотела бы уточнить — как отличить простое нежелание сотрудников принимать изменение от глупого и ненужного нововведения в принципе? К сожалению, спикер лишь указал, что разбираться с этим вопросом нужно до того, как утвердить новый план, иначе сотрудники сочтут начальство непоследовательным.



Читайте также лучшие публикации раздела «Наше все»:
Ситуационное лидерство 18 августа 2011
Семейный бизнес: за и против 18 августа 2011
На портале "Тренинги в Украине" размещена полная и актуальная информация о рынке тренинговых услуг. Вы можете выбрать тренинги, семинары, учебные курсы по обучению и развитию персонала в открытом, корпоративном формате или объявить тендер на обучение.
 




Внимание! Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
← Перейти на  главную страницу
О портале
Подписка на новости
Размещение рекламы
Условия републикации
Тренинговым компаниям
© 2006-2020, Центр Развития Карьеры
"Формула Успеха", тел.: (044) 501-28-68,
e-mail: editor@training.com.ua