"ТОТ"- Стратегия

Это – прямой путь к повышению профессионализма коллектива, и – к увеличению прибыльности предприятия.

За плечами Ольги Ивановны Пестрецовой, Директора консалтинговой компании Центр бизнес технологий ТОТ, многолетний опыт содействия предприятиям Украины и СНГ в работе над повышением их стоимости для владельцев, учредителей, акционеров и общества.

"ТОТ"- Стратегия

"Т": Расскажите о Вашем продукте, откуда возникла идея и концепция этого продукта?

Программа, которую мы представляем сейчас, называется "ТОТ - Стратегия".

Идея этого продукта возникла на основе многолетнего опыта консалтинговых и тренинговых проектов по формированию стратегий для предприятий. Сложность и изменчивость современной бизнес среды, а также обусловленное ею увеличение числа и сложности управленческих решений ведет к тому, что топ-менеджерам в рамках их организации необходимо располагать определенным инструментом и процедурами для принятия управленческих решений. Хочу заметить, что аппарат и идея "ТОТ-Стратегии" включает также и область решения тактических задач, возникающих на этапе реализации стратегии развития. Наша программа обязательно включает предварительную предсессионную подготовку. Мы проводим анализ рынка, изучаем предоставленную заказчиком информацию о компании и бизнес среде, в которой компания существует, проводим диагностику. На основании этого формируется блок данных, на который мы опираемся в дальнейшем.

Обязательно в тренинговой сессии проводится работа, которая связана с тем, чтобы привести участников в единую систему координат и терминов. Так как существуют так называемые семантические "джунгли", многие руководители и консультанты используют различные термины для определения одного и того же явления или понятия.

Много времени уделяется изучению и осознанию характера анализируемых проблем, ибо само назначение нашего продукта состоит в системном анализе целей и задач, подлежащих решению в ходе разработки стратегии. И затем, в самой тренинговой части – разработочной, - мы проводим стратегическую игру.

В результате компания получает не только стратегию развития, но и несколько альтернативных вариантов, которые проанализированы по критерию "стоимость – эффективность".

"Т": Эта программа представлена исключительно в корпоративном формате?

Только в корпоративном формате.

"Т": Используются - ли в этой программе элементы бизнес-симуляции? Что это за игра?

Собственно говоря, это и есть моделирование.

Схематично это выглядит так:

"Т": Это ноу-хау компании?

Да, это ноу-хау. Мы не можем сказать, что источником является какая-то модель, она разработана нами на основе многолетнего опыта проведения и тренингов, и консалтинговых продуктов.

"Т": А в этой программе чего больше, консалтинга или тренинга? Может в процентном соотношении.

Могу сказать, что 50/50 того и другого, но основная идея - это соединить креатив творчества с рациональными экономически обоснованными логическими расчетами. Довольно часто то, что мы видим на рынке - это разработка стратегий исключительно на креативе. В результате стратегии не хватает аналитической обработки. В свою очередь, загружать аналитикой - не совсем правильно, потому что это узкая специализация. Но, безусловно, это необходимо. При разработке стратегий в одинаковой мере нужны и предвидения, возможность посмотреть вперед на интуитивном уровне, и анализ полученных результатов. Или интуитивные предвидения должны быть выстроены за счет того, что были логические рассуждения, которые к ним привели. Менделеев, например, придумал свою таблицу не потому, что она ему приснилась, а потому, что он над ней думал, и она ему приснилась как результат.

"Т": Какими компаниями будет востребован этот продукт? Это новые компании или зрелые?

Это не имеет принципиального значения, потому что для любой компании период стратегического планирования – это обязательный бизнес-процесс. Естественно, я говорю о компаниях, которые развиваются, о компаниях, которые смотрят вперед, и им важно видеть свое будущее.

"Т": В рамках компании, какой категории персонала рекомендуете пройти эту программу?

Поскольку в ходе программы мы занимаемся формированием стратегии, в результате имеем полный комплекс стратегий: и общих, и функциональных. Поэтому её участники должны максимально широко представлять все функции компании: топ-менеджмент и средний менеджмент.

"Т": Какое среднее или минимальное количество участников на такую программу?

Я уже говорила, что количество людей не ограничено. Поскольку идет командная работа, соревнование.

"Т": А со стороны компании, какое количество консультантов принимает участие?

Все зависит от количества людей, которые будут принимать участие, потому что если будет много групп, то в ходе работы придется обрабатывать огромное количество данных. Как минимум, это будет 4 человека, а максимум будет определяться количеством участников.

"Т": Какова длительность программы?

Это трехдневная программа.

"Т": Какие наиболее важные результаты получает компания после проведения такой программы?

Сформулированные стратегии, которые максимально проанализированы как внутренними участниками, так и внешними. То есть теми, кто не заангажирован, не находится во внутренних процессах предприятия, а имеет взгляд более широкий - с точки зрения рынка. И это первый важный результат. И эта стратегия не одна. Есть рейтинг стратегий: от лучших до худших. Плюс мы анализируем вероятность наступления каждого из сценариев. И в результате у компании есть возможность получить достаточно длительную перспективу и оценки событий и тех шагов, которые необходимо будет предпринять в любом случае. Это инструмент для развития. Далее - это навыки. Люди, которые прошли через эту процедуру получают аналитические и креативные навыки, навык презентации, навык работы с информацией - те компетенции, которые необходимы для менеджмента при стратегическом планировании. Включая и экономическую аналитику. В программе мы, в том числе, оперируем и финансовыми данными компании, а это означает, что эти навыки тоже развиваются.

"Т": Когда команды тренируются, разрабатывают стратегии, они используют реальные ситуации или вымышленные?

Только реальные ситуации, ситуации реального бизнеса, реальные факты и ничего другого.

"Т": В каком качестве выступают консультанты?

В качестве государства, аналитиков, акционеров и модераторов.

"Т": На Ваш взгляд, почему эта программа актуальна именно сейчас? У многих ли украинских компаний разработана стратегия развития?

Поскольку бизнес развивается, усложняется, соответственно он требует другого уровня решений, по сравнению с тем, что уже было. Поэтому для украинских компаний стратегическое планирование - обязательный бизнес-процесс. То есть, если его нет, значит, у компании нет будущего. Она тактически реагирует на ситуацию (рефлексирует), но не реализует всех рыночных возможностей, поскольку не понимает, как она может их реализовать. Это просто реакция на внешние события, которая подвержена рискам и другой динамике развития.

"Т": А как часто даже при разработанной стратегии ее необходимо менять, как часто проводить такие сессии, стратегические программы?

Процесс стратегического планирования является регулярным - это означает, что если стратегия разработана, раз в год она должна анализироваться и в нее должны вносится корректировки. Корректировки могут вноситься на различных уровнях: вплоть до коррекции долгосрочных целей.

"Т": Исходя из Вашего опыта, если взять крупный бизнес, средний, насколько реально компании работают на рынке с разработанными стратегиями?

Однозначно, те компании, которые являются лидерами, которые успешно развиваются, и эта успешность является стабильной, все работают со стратегией. Чем больше компания, тем больше вероятность того, что в голове одного человека, даже двух-трёх людей, составляющих основную мозговую группу компании, стратегия не помещается. Она должна быть формализована, должна перейти в память предприятия из голов людей, отвечающих за ее разработку. Плюс еще важен такой момент: стратегия должна быть разработана не только топами, но и менеджерами всех уровней, в том числе, средним и младшим менеджментом. По-другому она не будет реализована, а останется на уровне лозунгов.

"Т": Насколько активно топы участвуют в командах?

Мы обсуждаем это отдельно. Всё зависит, во-первых, от личности топа, от того, какой он человек: больше похож на процесс, больше отвечающий за результат либо видящий результат. Отдельно с топом обсуждается, как он видит себя и каковы, глядя на него, наши рекомендации ему.

"Т": Бывают ли ситуации в результате игры, когда возникает стратегия, которая либо нова для топов, либо неприемлема?

Да, такие ситуации бывают. Все разработанные стратегии формируют рейтинг стратегий, которые оцениваются по ряду критериев. Естественно, что в этой оценке мнение людей, вкладывающих деньги или отвечающих за результат компании, будет более весомым. Но учитываться будут все мнения.

"Т": Какова пост-тренинговая поддержка участников программы?

Поскольку разработка стратегий предполагает абсолютно четкий план того, что будет происходить, поэтому естественно, что по каждому из этапов у нас прописывается результат, который должен быть получен. И в послетренинговом формате мы обязательно проводим небольшие рабочие группы с топ-менеджментом для того, чтобы оценить, что реализовано, что нет, и каковы причины. Такое сопровождение идет на протяжении всего периода планирования.

"Т": Это новая программа?

Я не могу сказать, что она новая, потому как все так или иначе - результат перехода количества в качество.

"Т": С чем это связан выход Вашего нового продукта?

Я не думаю, что какие-то инновации происходят совершенно на ровном месте или в силу какого-то одного фактора. С одной стороны, происходит усложнение бизнеса в Украине, усиление конкурентности, ужесточение факторов ведения бизнеса. Абсолютно реальной является практика ведущих мировых компаний проводить стратегическое планирование именно в таком формате. Соответственно, мы видим, что и со стороны рынка, и со стороны компаний возрастает требование к мероприятиям подобного рода. Недостаточно просто провести свой анализ, перечислить десять факторов и порадоваться. Стоит задача, и нужно знать, что с ней делать. Мы понимаем, что усиливаются требования компаний к своим стратегиям, рынок заставляет овладевать более сложными инструментами. Возможно, предложения немного формируют спрос. Мы хотим, чтобы компании именно так создавали свои стратегии, а не какими-то более простыми технологиями. Это непростая технология, но она более эффективна и более результативна.

"Т": Какой срок проходит от момента избрания стратегии до начала реализации?

Во многом это зависит от того, насколько кардинально отличаются стратегические решения от того, что виделось в начале работы. В принципе, начало реализации должно происходить сразу: в воскресенье закончили, а с понедельника то, что разработано, попадает в текущие планы и графики людей, отвечающих за соответствующее решение.

"Т": Все предложенные стратегии фиксируются?

Обязательно. Все рабочие материалы предполагают логическую последовательность и разработки стратегий, и полученных результатов.

"Т": Топ-менеджмент должен выбрать стратегию в день завершения тренинга?

Компания получает рейтинг стратегий, где есть явные лидеры, причем эти лидеры являются таковыми с точки зрения всех участников. Точка зрения формируется путем взвешивания мнений участников стратегической сессии - внутренних и внешних (консультантов). Естественно, что в каждой компании может происходить по-разному. Кто-то имеет волю к победе и быстро принимает решения на основании всей информации, которая "проварилась" на этом тренинге. Такие менеджеры видят, что должно быть реализовано в первую очередь.

Количество времени, которое будет проходить, зависит от стиля менеджмента и от личных качеств руководителя.

"Т": А все-таки может ли быть конфликт в этой ситуации и как его избежать, когда лучшую позицию занимает не самый близкий вариант стратегий?

В этом случае мы предлагаем еще раз проанализировать те данные, те решения, которые были приняты, и те показания, которые были получены. При усложнении задачи - еще один этап анализа.


Читайте также лучшие публикации раздела «Гость портала»:
Профессиональная сертификация – гарантия соответствия высоким международным стандартам
[HOCK Ukraine]
 




Внимание! Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
← Перейти на  главную страницу
О портале
Подписка на новости
Размещение рекламы
Условия републикации
Тренинговым компаниям
© 2006-2021, Центр Развития Карьеры
"Формула Успеха", тел.: (044) 501-28-68,
e-mail: editor@training.com.ua